Вилла Торлония. Дом Сов

Когда принц Дон Джованни Торлония унаследовал всю семейную движимость и недвижимость, у него, помимо прочих богатств, появилось огромная жилплощадь в виде роскошных дворцов и добротных просторных домов в Риме и кое-где еще. Однако он выбрал небольшой домик на вилле Торлония - швейцарское шале, долгое время использовавшееся как коровник (или как перевести "cowshed"?). 

Он вплотную занялся его восстановлением и переделкой, привлекая маститых дизайнеров, архитекторов и художников.  Из шале и коровника он превратился в "Средневековую деревушку" (Medieval Village), затем приобрел черты итальянского модерна и в результате стал напоминать церковь, средневековый замок, рустикальное шале и дом в стиле "либерти" начала 20 века одновременно. В зависимости от того, с какого ракурса на него смотреть. 

С тех пор утекло много воды, и теперь этот дом стал поистине самым интересным и привлекательным местом на всей вилле Торлония не только как архитектурное произведение, но и как уникальный музей витражей.

Дом Сов, 1842 г.
Дом Сов, 1842 г.

Вот как он трансформировался с течением  времени:


1842 год: На рисунке итальянского художника Джакомо Канева видно, что это деревенский дом, окруженный лесом.

1917 год. Эскиз архитектора  Винсенто Фасоло говорит нам о грандиозной достройке здания:

И, наконец, современный вид:

Почему один из богатейших людей Рима выбрал такое скромное "несерьезное" жилище? Кем он был? Личность его практически неизвестна. Знают только, что он увлекался эзотерикой, был замкнутым и эксцентричным, всю жизнь жил один, без жены и детей, с несколькими слугами, а досуг свой делил либо с книгами, либо в узком кругу немногочисленных друзей.

Перед входом в дом он установил камень с надписью "Мудрость и Одиночество" ('Wisdom and Solitude')  что он хотел этим сказать? И кому?  Свой новый дом он населил множеством изображений сов, символизирующих ночь, тайные дела, проницательность и ясновидение. С тех пор дом и прозвали Домом Сов - Casina delle Civette.
Не буду утомлять вас именами художников, делавших эскизы для дома и подробным описанием всех произведений, скажу лишь, что это действительно шедевры.

За изготовления витражей для дома взялся известный и талантливый витражных дел мастер Чезаре Пиккьярини, более известный как Маэстро Пиккьо, ловко превращавший рисунки известных художников в хрупкие шедевры из стекла, олова  и света.

Ирисы
Ирисы

Дом значительно пострадал во время войны и позже, но к 1997 году, когда его открыли для публики в качестве музея, большинство витражей было тщательно восстановлено  и воссоздано по сохранившимся эскизам.

Дом небольшой, в два этажа, с более чем 20 комнатами, размеры которых не превышают кухонь и ванных комнат большинства из наших квартир. Видимо хозяин любил ограниченные пространства. Все комнаты наполнены непередаваемой игрой света, воздуха (мебели сохранилось очень мало) и разноцветными бликами.

Они посвящены или какому-нибудь растению: Комната Цикламенов, Балкон Роз, или животному: Комната Сов, Комната Сатиров, или просто чему-нибудь - Комната 24 часов.  

Я бродила по дому в совершенном одиночестве, что придавало таинственности и мистичности происходящему, словно бы я переместилась во времени, попутно замечая мелкие, но приятные глазу детали: листик, вырезанный в перилах,или вид из витражного окна, как бы размытого дождем:

В одной из комнат обнаружила сладко спящего кота, что одновременно развеселило меня и успокоило - я не одна!

Я бродила и думала, что будь у меня такой дом, уж я бы знала, как его обустроить! И я бы тоже каждую из комнат посвятила какому - нибудь воспоминанию.  Или значительному событию, пусть и мелкому на первый взгляд. Например, была бы у меня "Комната нефритового Дракона".  Или "Комната Стихотворного Портрета"

В общем, мне стал понятен этот самый Дон Джованни…

Дом Сов. Вилла Торлония,  Рим
Дом Сов. Вилла Торлония, Рим