Вилла Торлония. Парк

План парка
План парка


Среди сокровищ, которые хранит Рим меж своих улиц и площадей -  вилла Торлония.
Это место, где удивительным образом переплетается средневековье, античность, английский пейзажный стиль и модерн начала XX века.  У неё длинная, интересная история, однако я остановлюсь на парке. 

Поначалу он был стандартный, прямолинейный и регулярный, в духе времен первого владельца - кардинала Бенедетто Памфили (17 век), затем его перестраивали и подлаживали под меняющуюся моду и приходящие тенденции.

Появлялись новые здания и первый план окончательного варианта сада принадлежит перу архитектора Джузеппе Валадье - начало XIX века. Он спланировал его в английском пейзажном стиле, искривил до неузнаваемости прямые аллеи и порядочно обновил растительность.

Потом его дело продолжил Джузеппе Джапелли. Этот товарищ добавил новых троп и растений, добиваясь максимального эффекта от смены картинок, открывающихся с разных точек и поворотов, а также учитывая появившиеся за это время архитектурные новинки.

 

куст гигантской полыни (?)
куст гигантской полыни (?)

В сад завезли ивы, камелии, папоротники, гортензии, кактусы и алоэ, декоративные груши, индийскую сирень и Бог знает какие еще диковины. И при нем же сад был засажен морем луковичных (для весенних феерий, видимо). И таким (в смысле плана, не луковичных ) он дожил до наших дней.

Ощущение простора, воздуха, необъятной территории (она большая, но всё-таки конечна) и присутствие  какой-то тайны,  такое приятное чувство, что вот-вот тебя ждет какой-то сюрприз… 

В парке два озера, два египетских обелиска, таинственный грот, две оранжереи с экзотикой (бывшие), постройки в самых разных архитектурных стилях. И странная, на мой взгляд, и ужасно любопытная горка с винтовой, улиткообразной тропинкой, совершенно заросшая, но увлекающая подняться до самого верха, чтобы оттуда лицезреть весь сад с высоты низколетящей птицы.  Растения как-то не бросаются в глаза, хотя видов довольно много, есть даже бамбуковая рощица.

Агапантусы
Агапантусы

Удивительное дело, но там как-то приходилось заставлять себя фотографировать, совершенно забываешь про фотоаппарат - настолько там хорошо.

Запоминаются агапантусы и несколько древесных старожилов:  ливанский кедр, возрастом ... лет пятьсот примерно, и под стать ему несколько древних сосен, очевидно знавших первого владельца (кардинала) в лицо.

"В парке виллы Торлония около Рима"  1878-1880 гг., Музей им. А.С.Пушкина
Освальд Ахенбах

В Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве есть картина  Освальда Ахенбаха под названием "В парке виллы Торлония около Рима"  1878-1880 гг.

Этот художник много писал Торлонию, и должна сказать, что и теперь выглядит она примерно также. Такие же сосны, аллеи и ... опять таки какая-то загадочность, как будто во сне... Не могу объяснить. Просто надо туда снова поехать. К тому же я прошла только половину и не видела еще грот и Лимонный дом и музей в главном доме, обещавший быть интересным.

Виллу выбрал для своей резиденции Бенито Муссолини, где и проживал с семьей 18 лет.

У него была идея фикс - превратить все парки и виллы Рима в так называемые "Сады войны" - то есть, попросту говоря,  в гигантские огороды. И жена его, синьора Муссолини, засадила цветники и партер перед главным домом картошкой, виноградом и маисом. А в дивных оранжереях место орхидей заняли клетки с кроликами и цыплятами. Не берусь судить, у них была своя правда.

Надо сказать, что вилла в большей степени пострадала от прихода англо-американских военных, которые устроили здесь Штаб Союзных Войск. Когда городу вернули виллу, итальянские власти обнаружили печальную картину: практически все вазоны и мелкие каменные украшения были разбиты, цветники растоптаны и большая часть деревьев и кустов уничтожено.

В саду есть на мой взгляд настоящая  жемчужина - это бывший Швейцарский Домик (шале) перестроенный пару раз в нечто эклектичное с угадывающимися чертами итальянского модерна - Дом Сов. Пристанище последнего владельца виллы - замкнутого и молчаливого эзотерика Принца Дона Джованни Торлония. Но о нем в следующей части.